aif.ru counter
Надежда Уварова 4526

«Разумный сапропель». Со дна озера подняли основной фрагмент метеорита

Водолазы компании «Алеут» достали из глубин чебаркульского водоема глыбу весом более шестисот килограммов.

Водолазы выносят на поверхность Чебаркульский метеорит
Водолазы выносят на поверхность Чебаркульский метеорит © / Надежда Уварова / АиФ

Самый крупный фрагмент небесного гостя, разорвавшегося на Челябинской областью 15 февраля, искали почти два месяца.

«Так у нас то оборудование все повиснет, то на ровном месте аппараты из строя выходят, - технический директор компании, осуществляющей поиски и подъем метеорита со дна озера Максим Шипулин говорит, небесный пришелец сразу стал для «Алеута» символом чего-то фантастического и мистического. – Мы сразу ему имя дали – разумный сапропель (многовековые донные отложения пресноводных водоемов. - прим. Ред.).

Язь VS Чебаркуль
Вход к месту падения болида огородили. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Ну все же там есть какая-то искра разума, которая позволяла куску камня так долго водить профессионалов за нос. А потом мы с «иноземным разумом» договорились, и он нам сдался. Просто ученые называли меньшую глубину нахождения обломков, метров 14-16, где мы и искали, а этот красавец спрятался глубже двадцати метров».

Участник подъема метеорита Чебаркуль
Максим Шипулин уверен: метеорит хранит мистические тайны. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Такого количества журналистов, официальных лиц, ученых, местных жителей и силовиков берег озера Чебаркуль не видел никогда. И уже, наверное, не увидит: метеорит, упавший в озера 15 февраля, наконец, отыскали и готовятся достать из водоема. Платформа, где находилось оборудование водолазов, демонтирована. Все готово к подъему: из специального устройства тянется толстый прочный трос, который прячется где-то на глубине. Понятно любому: сейчас его приведут в движение, и из озера покажется драгоценная находка.

Водолазы достают челябинский метеорит
Водолазы показались с долгожданной находкой. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Прыгая с ноги на ногу, стараясь хоть чуть согреться, журналисты многочисленных СМИ ждут-не дождутся подъема. Слышна иностранная речь: в челябинскую глубинку прилетели представители англоязычных информагентств и телеканалов. «Метеоритомания», кажется, захлестнула всех: люди уверены, что присутствуют при каком-то важном историческом событии.

Водолазы вытащили челябинский метеорит
Камень наконец вытащили на берег. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Это любовь наша, общечеловеческая, – найти все самое большое, сложное, редкое, необычное, – рассказывает технический директор «Алеута» Максим Шипулин. – Так и вышло, находили много маленьких кусков. Но хотелось самый большой. Достали, наконец».

Самый большой кусок метеорита Челябинск
Огромный кусок небесного тела бережно обернули тканью. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Привести устройство в движение взялся губернатор Челябинской области. Михаил Юревич нажал на кнопку, два водолаза, поправив маски, скрылись в мутных водах. Через несколько минут они появились, подталкивая вперед огромный сверток округлой формы. Но поверхности показался метеорит, обернутый в белую оболочку. Значит, слухи, бродившие накануне, верны: камень найден, осмотрен, обернут и погружен на небольшую глубину. Чтобы предстать перед зрителями в нужный момент.

Внушительный осколок Чебаркуля
Космический гость выглядит достаточно внушительно. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Водолазы обнимаются. Махина округлой формы тотчас обступается плотным кольцом журналистов и ученых. Доцент кафедры теоретической физики ЧелГУ Сергей Замоздра уверен: на 99 процентов это – метеорит. Находка имеет большое научное и познавательное значение, говорит ученый. Конечно, камню предстоит пройти немало испытаний и исследований, но его растрескавшаяся, местами обугленная поверхность говорит именно о многотысячелетнем периоде существования небесного тела.

Челябинский метеорит достали со дна озера Чебаркуль
Валентина Мельник привыкла к метеориту в озере, как к родному. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Дай я тебя обниму, хоть потрогаю, – сквозь толпу пробирается женщина в красном платке. – Ты ж мой хороший. Жалко как, увозят тебя, восемь месяцев с нами жил, а сейчас не будешь, даже обидно».

Открывается бутылка шампанского, Валентина Мельник отпивает глоток: «Я местная, мы были очень рады, что именно в Чебаркуль упал метеорит. Я решила так: раз он безвредный, радиации нет, так пусть бы дальше лежал. Мы все лето грудничков даже на озеро приводили купаться, такая вода была замечательная, совсем без микробов. Все он, с космоса энергию принес». Дотронувшись до камня, женщина расцветает: «Ну вот, силами небесными подпиталась, буду ждать чуда».

Метеорит Челябинск упал
Трос не выдержал тяжести камня. Фото: АиФ / Надежда Уварова

На ходу рождается байка: кто до метеорита дотронется, того все желания исполнятся. Вереницу желающих приложиться к камню силой и уговорами отодвигают: метеорит надо взвесить.

«Жалко уезжать, обжились, – радостные, переполненные эмоциями водолазы, кажется, не верят, что работы окончены. – Ведь искали в трясине, в темной комнате черную кошку, на ощупь, в ледяной воде, – и нашли».На турник, выкрашенный в желтый цвет, надевается специальная система, крючок и трос. Зацепив обвязанный метеорит крюком, механизм приводят в движение. Когда отметка на весах показывает 570 кг, трос лопается, камень падает, разбивая при этом весы. Вес установлен, но не точно: вероятно, найденный фрагмент потянет на 600 кг с лишним. Но это ученые скажут чуть позже. Когда проведут все исследования.

Операция по подъему челябинского метеорита завершена успешно
Операция завершена! Фото: АиФ / Надежда Уварова

Болид вновь осторожно обворачивают пленкой. Сейчас его повезут в Краеведческий музей: камню предстоит полежать некоторое время в хранилище, пока ему готовят постамент. А потом метеорит, прославивший область на весь мир, будет выставлен на экспозиции для всех желающих.