09:51 27/11/2013 1 4251

Челябинский метеорит взорвался из-за наличия в нем воды – ученые

Болид взорвался в атмосфере Земли именно из-за наличия жидкости.

Челябинская область, 27 ноября – АиФ-Челябинск. Ученые Института геологии и геохимии Уральского отделения РАН обнаружил в обломках метеорита «Челябинск» воду. Именно из-за нее небесное тело взорвалось в небе, а не упало на Челябинск.

Как рассказал АиФ-Челябинск младший научный сотрудник лаборатории Института геологии и геохимии УрО РАН Степан Берзин, для исследования ученые взяли несколько 3-сантиметровых фрагментов метеорита «Челябинск», найденных всего через семь дней после падения в 2–3 километрах к югу от поселка Депутатское в Еткульском районе Челябинской области. В результате комплексного исследования они обнаружили на осколках следы ржавчины.

«Найденные фрагменты не достигли почвенного слоя и были извлечены через неделю после падения метеорита из снега с глубины 20–50 сантиметров, при мощности снежного покрова на тот момент около 60–70 сантиметров. За такой короткий срок они не могли так заржаветь, - уверен Берзин. - Из чего можно сделать вывод, что окисление сульфидов с образованием полостей, заполненных гидроокислами железа, происходило во внеземных условиях».

Так как в космосе очень низкая температура, вода была на небесном теле в виде льда. Однако когда метеорит вошел в атмосферу Земли, она сильно нагрелась. Именно поэтому болид и взорвался, а испарившаяся вода осталась на нем в виде гидроксидов железа.

Ученые считают, что наличие воды в спорах челябинского метеорита может подтверждать гипотезу о том, что вода на Земле появилась в первые миллионы жизни планеты благодаря упавшим на нее кометам и метеоритам, на которых и присутствовала жидкость.

Отметим, что челябинские ученые, также исследующие метеорит, скептически отнеслись к открытию уральских ученых. В разговоре с корреспондентом АиФ-Челябинск директор центра проектного управления инновациями и экспертизы ЧелГУ Андрей Кочеров рассказал, что его челябинские коллеги до сих пор не находили воду в метеорите «Челябинск».

«Процесс окисления может произойти при таянии снега, куда упали фрагменты метеорита, - отметил Кочеров. – Мы не находили воду, а с исследованиями ученых из Екатеринбурга я не ознакомился пока».

Напомним, челябинский метеорит является каменным хондритом. Березин также установил, что во фрагментах метеорита наблюдается повышенное содержание серебра, урана и натрия, а также пониженное содержание хрома, марганца, никеля, цинка, и цезия по сравнению со средними содержанием в обыкновенных хондритах. Добавим, что ранее ученые также обнаружили в осколках метеорита платину.

Напомним, метеорит «Челябинск» взорвался и рассыпался на части в небе над Южным Уралом утром 15 февраля 2013 года. Ученые рассчитали, что 12-тысячетонное небесное тело от 17 до 20 метров в диаметре вошло в атмосферу Земли со скоростью 19 километров в секунду. Энергия, которая образовалась после взрыва болида, эквивалента 500 килотоннам тротила. Взрывной волной выбило стекла в зданиях, расположенных в разных районах Челябинска. Более тысячи человек обратились в больницы с осколочными ранениями. Сумма ущерба превысила 1 млрд рублей. 16 октября водолазы подняли со дна озера Чебаркуль самый большой осколок метеорита весом около 600 килограммов и передали его в Челябинский краеведческий музей.