aif.ru counter
Эльдар Гизатуллин 781

Наш движок на марсоходе. Почему изобретения челябинца нужны в США

Мало кто знает, что американский марсоход движется сейчас по красной планете благодаря учёному из Челябинска, который разработал электродвигатель, способный работать и в космосе, и в жерле вулкана, и в океанической впадине.

Александр Фирсов / АиФ

Занимается доцент кафедры «Электротехника и возобновляемые источники энергии» ЮУрГУ Евгений СОЛОМИН и ветряными энергетическими установками (с этим проектом он пытается пробиться в Сколково). Почему же российские разработки чаще реализуются за рубежом, чем на родине? Что мешает развиваться отечественной науке?

Цепочка для космоса

- Как так получилось, что вы принимали участие в разработке марсохода - американского проекта?

- Мы создали электродвигатель, причём изначально не знали, что он предназначен для марсохода. Потом начали догадываться по техническим требованиям заказчика: чтобы мог работать в условиях невесомости и т. д. Этот двигатель до сих пор трудится на красной планете.

Впрочем, мы изобрели двигатели для работы и в других экстремальных условиях, например в жерле вулкана. Задача стояла такая: чтобы устройство смогло профункционировать хотя бы десять секунд, чтобы запустить другую аппаратуру. И для глубоководных впадин тоже.

Всё это мы опять же делали для американцев.

- А для развития нашей космонавтики? Неужели так получается, что НАСА пользуется нашими разработками?

- Да нередко так получается. Был у нас вовсе курьёзный случай ещё в 90-х годах. От американцев пришёл некий заказ японцам сделать кое-что для исследования космоса. Но у японцев это сделать получалось довольно дорого, и те передали заказ россиянам. Работу пришлось выполнить нам. Но самое смешное, что в итоге выяснилось: американцам-то изначально заказ поступил от россиян! Вот такая цепочка! Были потрачены миллиарды, а нам выдали в итоге аж 20 тыс. рублей.

Учёный из Челябинска
Евгений Соломин Фото: АиФ / Александр Фирсов

В Сколкове нужны связи

- Стоит ли у нас заниматься той же ветряной энергетикой? Вроде газа и нефти достаточно.

- Это пока. Вот в Германии таких ресурсов нет, и там возобновляемыми источниками энергии занимаются уже давно. Однако в США ресурсов не меньше, чем у нас, однако давно поняли, что надеяться только на нефть и газ нельзя, лучше оставить что-то и потомкам. У нас подход - мол, хватит всего! Но всё же немного положение меняется - к примеру, нашим проектам есть поддержка со стороны федеральных министерств энергетики, образования и науки.

А ведь начали мы ещё в 1999 году, причём в гараже. Когда говорим об этом американцам, они сразу всё понимают: у них многие открытия и бизнес начинались в гаражах. Кстати, именно за океаном и выделили нам первые деньги. Всего тысячу долларов, на которые мы построили ветроустановку и испытали её на озере Смолино. Начали с малого - зажгли одну лампочку.

- Маловато, чтобы отказаться от полезных ископаемых.

- На следующую разработку, турбину, нам выделили в качестве гранта уже миллион долларов. Появилась у нас и установка, которую мы назвали «Новогодняя игрушка». Мы первыми в мире придумали, чтобы установка могла стартовать сама, без помощи извне - достаточно, чтобы подул ветер, не нужно нажимать какую-то кнопку. Есть и каркасные конструкции. Энергии они вырабатывают в 2-4 раза больше, чем те, где используются лопасти в виде чашек.

- Не проще ли сделать установку в виде пропеллера?

- Очень уж он шумный. Помните, как в детстве мы раскручивали дощечку и возникал такой характерный шум? Это звук сверхпотока. Очень вредно, животные от такого шума убегают. В наших же установках сверхпотока нет, минимум вибрации. Такие конструкции можно устанавливать на крышах зданий без какого-либо ущерба для здоровья людей. Кстати, одна из них уже стоит на крыше ЮУрГУ.

- А почему только там? Если у изобретения сплошные плюсы.

- Деньги, деньги. Всё упирается в них. К примеру, в автоконцерне на разработку и внедрение одной новой модели тратится около 4 млрд евро. Тут же совершенно новое направление, хотя уже подсчитали, что в принципе для серийного производства надо 200 млн рублей. Мы ищем инвесторов, пытаемся выйти на Сколково. Важно успеть, ведь подобные разработки ведут Китай, США, Австралия, Индия. Наши разработки уже пытались украсть, воспроизвести по фотографиям, но ничего у них не получилось.

- Вы сказали, что активно сотрудничаете с американцами. Но что им мешает тогда воспользоваться вашими изобретениями?

- Как-то непонятно. Всё равно вы в итоге сотрудничаете с американцами. А как же Сколково?- Мы сотрудничаем с национальной лабораторией Лоуренса Беркли. Договорились, что при внедрении будем делить доходы пополам. Сами бы всё не потянули - скажем, оплату патентов во многих странах, защиту наших прав, наём юристов. Американцы получили наши чертежи, но всё-таки кое-какие секретики мы сохранили, чтобы нас не отодвинули в сторону. Есть нюансы в градусах расположения лопастей - там минимальные отклонения дают большой эффект в ту или иную сторону. Но тянуть всё равно нельзя, рано или поздно за океаном во всём ведь разберутся.

- В Сколкове связи нужны. Там быстро ничего не делается. Вот пытаемся туда пробиться, но…

Надеюсь, что власти поймут, какую большую пользу могут принести возобновляемые источники энергии в нашей-то стране с её огромными расстояниями. Представьте, что нет рядом ни линий электропередачи, ни газопроводов. Тянуть их - это огромные деньги. Тогда заменой станут наши установки. У китайцев разработки на основе пропеллеров подешевле наших, но ломаются часто, шумят.

Бубнить не надо

- Что скажете про нынешних студентов? Смогут ли они создать уже российский марсоход?

- У меня была возможность сравнить подход к учёбе у наших и американских студентов. В США в вузы поступают ребята, как правило, уже «накрученные» в хорошем смысле своими мамами и папами. Молодёжь точно знает, что все полученные знания, за которые, кстати, родители заплатили большие деньги, они после будут применять в той или иной фирме. Отсюда и вопросы - по существу, глубокие. У нас же студенты зачастую понятия не имеют, где они будут работать, да и по специальности ли вообще. Знают они лишь то, что зарплата у инженеров копеечная. Так что заинтересованности нет.

Есть претензии и к работе преподавателей. В Америке студенты могут выставлять им очки, из чего составляется рейтинг. Выше рейтинг - больше зарплата. Поэтому преподаватель старается делать занятия максимально интересными, тогда как у нас, чего греха таить, многие стремятся поскорее пробубнить лекции.

- Словом, не надо стесняться заимствовать что-то хорошее?

- Конечно! Да это не только высшей науки касается. Возьмём ОСАГО. Вот зачем она нужна? В США, если ты нарушил правила, твоя страховка сразу дорожает. Можешь куролесить, но потом извини - раскошелься. В итоге все ведут себя на дороге довольно дисциплинированно. А у нас куча людей кормится на этой страховке, приходиться бегать, суетиться - зачем? Всё можно сделать гораздо проще. Иногда создаётся впечатление, что у нас намеренно создают очереди и всё прочее, чтобы расцветала коррупция.

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество