aif.ru counter
Сергей Подолий 0 216

Что скрывает дизайн-код? Почему Челябинск так медленно меняет внешний вид

Чуть больше года осталось властям Челябинска, чтобы ввести на гостевых маршрутах к саммитам ШОС и БРИКС пресловутый дизайн-код – требования, о которых много говорят, но пока мало кто видел. Успеют ли?

Демонтаж ставших незаконными вывесок в Челябинске идет крайне медленно.
Демонтаж ставших незаконными вывесок в Челябинске идет крайне медленно. © / Пресс-служба администрации Челябинска

Про дизайн-код в Челябинске впервые заговорили около года назад. А вскоре и приняли. В двух словах, это правила оформления внешнего вида зданий. Они касаются вывесок, табличек, входных групп, окон и прочего. Казалось бы, чего проще – раскрыл предписываемые стандарты, взял и сделал.  Однако уже в июле следующего года Челябинск примет саммиты ШОС и БРИКС, а здания, к которым применили новые правила, пока можно пересчитать по пальцам. Что же мешает форсировать процесс, и успеют ли власти города завершить преобразования к намеченному сроку? Ведь необходимо сначала демонтировать существующие вывески и уже потом установить новые.

Что скрывает код?

Предполагается, что дизайн-код изменит облик города, убрав крупные кричащие конструкции и заменив их аккуратными, выдержанными в едином стиле вывесками. Они будут органично вписываться в городской пейзаж, а не конкурировать с ним.

«В России утрачена культура эстетики. С тех пор, как у каждого секретаря появилась возможность открыть “word” и по-быстрому накидать объявление, уровень графических элементов на улицах городов стал резко падать. Фасады завешаны чудовищными плакатами и баннерами. Это всё очень дурно выглядит. Плакатная вёрстка — целая наука. Сколько людей из тех, кто сегодня получает заказы на дизайн, изучали типографику? Колористику? Обучались вёрстке? Бизнес только-только начал понимать, что дизайн — это важно», - считает лидер движения «Челябинский урбанист» Лев Владов.

«У художников есть понятие “дробно”. Это когда в картине нет композиционного центра, на который падает взгляд, а только множество цветовых пятен. В Челябинске сейчас – сплошной визуальный шум. Взгляд хаотично перескакивает с одной вывески на другую, мечется между пестрыми баннерами и рекламой. Мозг не успевает переваривать эту кашу. В итоге страдает сам хозяин заведения – его вывеска просто теряется на фоне других, становясь просто еще одним цветовым пятном. Много, больше и ярче – не приемлемо для городского стиля», - отмечает архитектор-дизайнер Александр Семикашев.

Слева - существующий фасад, справа - после введения дизайн-кода. Почувствуйте разницу!
Слева - существующий фасад, справа - после введения дизайн-кода. Почувствуйте разницу! Фото: сообщество "Челябинский урбанист"

Чтобы избавить город от такого «визуального шума», и был разработан дизайн-код. Это нормативно-правовой акт, наглядно регламентирующий требования к оформлению фасадов, вплоть до размера букв и их расположения на стене. Графическое приложение к правилам размещения информационных конструкций занимает более 20 листов, на которых показано, как можно устанавливать конструкции. Поэтому проще объяснить, как делать нельзя.

Открыть окна и спустить вниз

Дизайн-код запрещает размещать вывеску сверху козырьков, выше линии перекрытия между первым и вторым этажами жилых домов, конструкция не должна закрывать окна и двери, запрещено делать вывески на лоджиях и балконах, а также лепнине, колоннах, пилястрах и прочих декоративных элементах домов, нельзя размещать вывески одну над другой и закрывать ими номера домов.

Кроме того, дизайн-код ставит запрет на вывесках  в виде бегущей строки, поворотных панелей, экранов и прочего – всё это допустимо только в витрине - а также конструкции из картона, баннерной ткани и из неоновых светильников. Вывески нельзя размещать в оконных проемах, на заборах и перилах, на строящихся домах. А на зданиях, являющихся объектами культурного наследия, запрещаются вывески на подложках.

В чём сложность?

Едва в Челябинске заговорили о дизайн-коде, как раздались недовольные возгласы предпринимателей: дескать, всё это сложно, непонятно и, вдобавок, дорого, потому что все изменения производятся за их счёт.

Первый опыт показал – похоже, так оно и есть. Иначе чем объяснить нарушения на здании бывшего Центрального гастронома перед площадью Революции? Одни вывески перекрыли часть окон, другие - выпали из общего стилевого решения.

Несогласованность или незнание требований дизайн-кода привело предпринимателей к нарушению размещения вывесок.
Несогласованность или незнание требований дизайн-кода привели предпринимателей к нарушению размещения вывесок. Фото: сообщество "Челябинский урбанист"

«Перед нами разыгрывается драма: кто виноват, и кто будет платить за ошибки. По идее, управление архитектуры разработало документ, Дума его приняла. Теперь предприниматели должны привести вывески в порядок. Но что-то пошло не так. Нужно переделывать снова, а это расходы! Если чиновники придут с предписаниями, предприниматели сильно расстроятся (хотя сами недоглядели)», - отметил Лев Владов.

Между тем, дизайн-код четко прописывает: если между арендаторами или собственниками возникает спор о визуальном решении своих вывесок, то предпочтение отдается тому, кто получил разрешение раньше. То есть все остальные оформляют свое заведение в том же стиле, что и их более шустрый сосед.

В качестве удачного примера урбанист привел расположенное через дорогу здание по Цвиллинга, 52. Там вывеска книжного магазина органично вписалась  в исторический фасад.

А это удачный пример применения дизайн-кода.
А это удачный пример применения дизайн-кода. Фото: сообщество "Челябинский урбанист"

А вот дороговизна такой переделки оказалась сильно преувеличенной. К примеру, световой короб в Челябинске в среднем стоит около 1,2 тысячи рублей за квадратный метр, плоская вывеска – от 1,2 до 2,0 тыс. в зависимости от материала, объемные буквы  - от 50 рублей за сантиметр. Монтаж вывесок специалистами стоит от 150 до 350 рублей за квадратный метр, демонтаж – еще дешевле.

«У меня висел железный каркас, обтянутый баннерной тканью, - рассказывает хозяин небольшого продуктового магазина Илья Заболоцкий. - Я внимательно изучил дизайн-код, заказал светящиеся буквы без подложки 50 сантиметров в высоту каждая. Ограничился надписью “Продукты”  и круглым световым коробом с названием магазина. Старую вывеску демонтировал сам – просто взял ломик и шуруповерт, а за изготовление и монтаж новой отдал около 30 тысяч. Это выручка всего за два-три дня! Естественно, чем “круче” вывеска – тем дороже она обойдется. Но для маленьких индивидуальных предпринимателей, как я, это вполне приемлемо».

Почему так медленно

По идее, все конструкции, размещенные с нарушениями дизайн-кода, уже являются незаконными. В конце января в администрации города озвучили цифру  - в Челябинске насчитали более 8 тысяч незаконных конструкций. При этом на тот момент было демонтировано всего около ста штук. В чем же причина?

Во многом на низкие темпы влияет многоступенчатая бюрократическая процедура.

«Администрации районов выявляют незаконные рекламные конструкции и в течение трёх дней направляют  информацию в Управление благоустройства Челябинска. Управление извещает тех, кто установил рекламу, о том, что они должны самостоятельно произвести демонтаж. Если этого не происходит, Управление благоустройства обращается в Комитет по управлению имуществом. А тот через Службу демонтажа и благоустройства производит принудительный демонтаж», - рассказал председатель городского Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сергей ​Чигинцев.

Чтобы при таких темпах успеть к саммитам, в Челябинске необходимо демонтировать примерно по 500 вывесок в месяц. Или почти по 20 в день. Успеют ли в администрации Челябинска набрать нужный темп?

Где поедут гости

Нужно помнить, что пока речь идёт о введении дизайн-кода только на гостевых маршрутах. Так называют улицы, по которым чаще всего могут передвигаться гости города – как пешком, так и на транспорте. Как в «Брате-2»: «Увидел красивые дома, вышел». Следующая фраза «там есть красивые дома?», кстати, тоже вписывается в подготовку к саммитам: сами фасады на гостевых маршрутах тоже должны привести в божеский вид.

Сейчас в городе 38 гостевых маршрутов:

  • Проспект Ленина в границах улиц Лесопарковой - Героев Танкограда.
  • Улица Кирова.
  • Улица Красная.
  • Улица Энгельса.
  • Улица Воровского.
  • Улица Труда в границах улицы Северо-Крымской - автодороги "Меридиан".
  • Улица Свободы.
  • Улица Цвиллинга.
  • Улица Тимирязева в границах улиц Воровского - Российская.
  • Свердловский проспект.
  • Улица Российская в границах улиц Братьев Кашириных - Свободы.
  • Улица Братьев Кашириных.
  • Улица 250-летия Челябинска в границах улиц Татищева - Чичерина.
  • Комсомольский проспект в границах улиц Чичерина - Каслинская.
  • Улица Университетская Набережная.
  • Проспект Победы в границах улиц Салавата Юлаева - Бажова.
  • Улица Молодогвардейцев в границах проспекта Комсомольского - улицы Университетская Набережная.
  • Улица Чичерина.
  • Улица Салавата Юлаева в границах проспекта Победы - улицы Братьев Кашириных.
  • Улица Гагарина.
  • Улица Дзержинского от улицы Гагарина в сторону центра.
  • Улица Новороссийская в границах улиц Машиностроителей - Игуменка.
  • Улица Бажова в границах улиц Мамина - Завалишина.
  • Улица Комарова.
  • Улица Героев Танкограда в границах улиц Комарова - Первой Пятилетки.
  • Улица Первой Пятилетки в границах автодороги Меридиан - улицы Героев Танкограда.
  • Автодорога на Аэропорт от кольцевой развязки до аэропорта.
  • Улица Пушкина в границах улиц Труда – Тимирязева.
  • Улица Советская в границах проспекта Ленина – улицы Труда.
  • Улица Набережная в границах проспекта Победы – улицы Братьев Кашириных.
  • Улица Береговая в границах улицы Братьев Кашириных – реки Миасс.
  • Улица Коммуны.
  • Улица Маркса в границах улиц Красной – Российской.
  • Шоссе Металлургов в границах улиц 50-летия ВЛКСМ – Сталеваров.
  • Улица 50-летия ВЛКСМ.
  • Улица Черкасская в границах Свердловского тракта – улицы 50-летия ВЛКСМ.
  • Улица Жукова в границах шоссе Металлургов – улицы Первого Спутника.
  • Улица Богдана Хмельницкого в границах улиц Ярослава Гашека - Конноспортивной.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество