aif.ru counter
Эльдар Гизатуллин 173

Чебурашка и Русалочка не враги. Какие мультфильмы показывать детям?

Пусть дети смотрят мультфильмы разных стран - главное, чтобы это была хорошая анимация.

Дети могут сами создавать мультфильмы - от пластилиновых до рисованных.
Дети могут сами создавать мультфильмы - от пластилиновых до рисованных. © / АиФ

28 октября отмечается Международный день анимации. Челябинск не может похвастаться какими-то известными земляками-мультпликаторами. Зато мультипликацию у нас используют для уникальных педагогических проектов.

В этом году восьмилетний юбилей отмечает студия творческого развития для детей, подростков и семьи «ВидимоНевидимо». Специализируются здесь на детской мультипликации - от обычной до пластилиновой и даже песочной. По словам руководителя студии Екатерины Конаковой, мультфильмы - это отличная возможность ребёнку проявить свою фантазию, а противопоставлять советскую и зарубежную анимацию не надо, шедевры есть везде. Так что и Чебурашка может подружиться с Русалочкой.

Почему ключ ржавый?

Корреспондент «Аргументы и факты-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - Сознайтесь, вам настолько нравились мультфильмы в детстве, что вы решили основать студию?

Екатерина Конакова: - У меня двое детей, и так получилось, что я занималась одним проектом, связанным с кино, иногда рассказывала им, как снимают фильмы. И однажды они меня спросили: «А как мультфильмы снимают?» Я сама не знала, залезла в Интернет, стала изучать вопрос. Оказалось, что в конце 1970-х - начале 1980-х годов в СССР был настоящий бум любительских анимационных студий, которые работали с детьми. Одна из первых появилась в Днепропетровске, потом в других городах. В Новосибирске до сих пор действует известная студия «Поиск». А вот в Челябинске ничего подобного не было, и возникла идея восполнить пробел.

Сейчас у нас создают и рисованные мультфильмы, и пластилиновые, и кукольные, из лего, из песка. Есть у нас креативные разминки. Кое-что позаимствовали у Джанни Родари и его «Грамматики фантазии». Даём задания. Скажем, нужно написать историю про предмет. Однажды предложили рассказать о ключе. Почему он ржавый или ещё какой? Или упражнения на разные темы, например «Ожившая подушка». Это очень развивает фантазию. К сожалению, не во всех школах творческие задатки поддерживают.

- Есть конкретные примеры такого отношения?

- К нам на занятия ходил мальчик. Непростой, но невероятный фантазёр. Среди его работ мультфильм о композиторе, который плавал по Японскому морю. Мальчик так красиво море рисовал, его малейшие оттенки. А потом его мама нам рассказала, что в школе дали задание раскрасить картинку, и сын спрашивает: «В какой цвет?» Мама отвечает: «Так выбери сам!» А он ей: «Нет, ты скажи, в какой, а то меня ругать будут». Мама говорит, что он до сих пор не рисует.

У нас до сих пор это превалирует в школах - просто вложение знаний, зубрёжка. В мультфильме же ребёнок может создать свой мир.

Лягушка царевичу отказала

- А влияют ли компьютерные игры на ваших учеников?

- Знаете, сначала они рисуют героев из игр, повторяют сюжеты, но потом смотрят на других, увлекаются и уже создают свои истории. Я это воспринимаю как спасение для детей. Они могут побыть собой, по-своему рассказать о том, что уже знают.

Так, однажды дети участвовали в конкурсе по астрономии и решили рассказать о метеорах. Сделали они это в виде мультфильма о девочке и её коте, которые путешествуют по космосу, и кот постоянно задаёт вопросы. Эту работу в итоге признали лучшей в городе. Или же в другой раз ребята из «Школы скорочтения» делали мультфильмы о ртути, о художниках.

Иногда просто диву даёшься, как дети переиначивают всем известные сюжеты. Есть у нас мультфильм, где не Иван Царевич свою царевну-лягушку вызволяет, а сама Лягушка - этакая эмансипированная барышня и хочет сама себя спасти. Особо мне понравился мультфильм «Младший брат», который рассказывает о взаимоотношении двух братьев.

- Мальчики и девочки создают разные сюжеты?

- Как и всегда, мальчики предпочитают рисовать всяких чудовищ, а девочки - более позитивные образы. Задача педагогов - объяснить, что для сюжета лучше, когда взаимодействуют разные герои. Но работать в команде всегда непросто. Был эпизод, когда в уже сплочённую группу привели новенькую. Она рисовала-рисовала, а потом, когда стали сравнивать работы, с ней настоящая истерика случилась. Пришлось даже позвать маму, которой девочка созналась, в чём причина: «У меня рисунки хуже всех!» А другая мама рассказывала: «Вижу, что дочь не очень хорошо нарисовала, но она сама уверена, что лучше всех!»

«Варежка» слишком медленная?

- Большинство теперешних детей знает анимацию по американской продукции. А вы показываете своим ученикам более необычные картины?

- Мы знакомим их со всей историей анимации. Показываем самые первые мультфильмы, рассказываем о мастерах. Например, о первом русском мультипликаторе Александре Ширяеве, балетмейстере Мариинского театра, который снимал танцующих кукол.

Современные дети действительно слабо знакомы и с гораздо более поздними работами. Среди учеников были те, кто не смотрел даже «Чебурашку». Но есть и обратные примеры. Моя сестра специально показывала сыну только советские мультфильмы. Сын вырос, теперь сам выбирает, что смотреть. Я не сторонник что-то запрещать, от чего-то ограждать - лучше сравнивать и обсуждать. Мне самой в детстве очень нравился мультфильм «Варежка», потому что я, как и его героиня, тоже очень хотела собаку, а у мамы была аллергия. Но я понимаю, что для современных детей этот мультфильм покажется медленным по развитию сюжета.

- Не расстраиваетесь, если на занятиях дети хотят смотреть лишь голливудскую анимацию?

- Действительно, когда предлагаешь высказаться: мол, что хотите посмотреть, сначала называют известные американские мультфильмы. И если говоришь: «А давайте посмотрим ирландский мультфильм «Песни моря»», многие кривятся. Но потом смотрят, не отрываясь. Понимаете, не надо говорить: все советские фильмы хорошие, а все американские плохие. Надо просто показывать лучшие образцы.

- И эти образцы потом помогут отличить низкопробное от настоящего?

- Дети переживут и «Черепашек-ниндзя», и «Трансформеров». У моего сына была любимая игрушка барашек, с которой он спал. Но после первого же похода в детский сад он заявил: «Хочу человека-паука!» Потому что все в садике хотели эту игрушку.

Но лучшее всегда оставляет след. Когда сын вырос, однажды мне признался: «С некоторыми друзьями и поговорить-то не о чем. Они и то, и то не видели!» Я ему ответила: «Может, тогда поменять компанию?»

- А лучшее и сейчас создаётся в анимации?

- Конечно. Есть много студий, в том числе и небольших, которые создают замечательные работы. Работают и крупные студии - например, на "Союзмультфильме" сняли  «Гофманиаду». Некоторые этот мультфильм критиковали, но, думаю, это потому, что привыкли к тому, что в анимации должны быть лишь шутки.

Многие страны используют мультфильмы для прославления своего прошлого, национальных традиций. Ведь дети растут как раз на мультфильмах. Самый большой смотр анимации в России проходит в Суздале. Там каждый год показывают много интересных работ. Мне, например, запомнился мультфильм по рассказам Юрия Коваля.

- Наверняка, многим будет интересно посмотреть работы ваших учеников.

- Это можно сделать на нашем канале в Youtube (https://www.youtube.com/user/vidims), там выставлено много работ. Или посетить нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество