Для кадастровиков разработали специальные «дорожные карты»

В 2017 году утверждены целевые модели для упрощения ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Сегодня существует 12 целевых моделей. Две из них в ведении Росреестра и Кадастровой палаты.

Фото А.Фирсова / АиФ
В «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция по реализации целевых моделей по государственной регистрации прав и кадастровому учету
 
Участие в мероприятии приняли:
- Смирных Ольга Фаритовна, и.о. руководителя Управления Росреестра по Челябинской области;
- Столярова Эрика Андреевна, начальник отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Челябинской области;
- Семёнова Марина Васильевна, директор Кадастровой палаты по Челябинской области;
- Янбердина Альфия Расулевна, заместитель директора Кадастровой палаты по Челябинской области.
 
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия. 
 

Что такое целевые модели?

 
Смирных О.Ф.: Распоряжением правительства от 1 декабря 2012 года для органов государственной власти и местного самоуправления был определен ряд обязательных показателей. В 2014 году Агентство стратегических инициатив по поручению президента РФ провело оценку всех показателей органов государственной власти и местного самоуправления, а в 2017 году вышло распоряжение правительства, где были утверждены целевые модели для упрощения ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Сегодня существует 12 целевых моделей, ответственность за исполнение которых возложена не только на Росреестр и Кадастровую палату, но и на другие органы власти. Есть целевые модели, касающиеся выдачи разрешения на строительство, подключения к электроэнергии и газораспределению и пр. Все они были разработаны по поручению Президента России и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. В них определены действия и показатели по основным направлениям, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России.
В зоне ответственности Росреестра находятся две модели: «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества». В них заложен ряд показателей, по которым оценивается эффективность работы в сфере регистрации и учета недвижимости.
 
Столярова Э.А.: По всем 12 моделям в регионах приняты «дорожные карты» - планы мероприятий, выполнение которых позволит достичь запланированных показателей. Такие «карты» в Челябинской области утверждены губернатором Борисом Дубровским. Управление Росреестра совместно с Кадастровой палатой оказали помощь в разработке дорожных карт по госрегистрации и кадастровому учету для каждого органа местного самоуправления, так как от их деятельности зависит исполнение значительной части показателей целевых моделей.
 
Эрика Столярова. Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Какие показатели предусмотрены дорожной картой?

 
Смирных О.Ф.: Картой регистрации прав собственности предусмотрено пять показателей. Первый – это уровень предоставления государственных услуг через МФЦ, который должен достичь 70%. Сегодня этот показатель в нашем регионе составляет 90,8%. На территории Челябинской области действуют 55 МФЦ и 174 их обособленных структурных подразделения. Практически в каждом МФЦ созданы отдельные окна для предпринимателей и крупных правообладателей. Второй показатель - доступность подачи заявления (до 19 пакетов документов в день). Третий - обеспечение межведомственного электронного взаимодействия Росреестра с иными органами государственной и муниципальной власти (направление запроса в орган государственной власти местного самоуправления для оформления недостающих документов и др.). Данный показатель должен достигать 50%, у нас на данный момент составляет 60,1%. Если каких-либо документов не хватает, то Росреестр (чтобы не приостанавливать оформление прав собственности) самостоятельно запрашивает необходимые документы в определенных структурах. Четвёртый показатель - приостановление государственной регистрации (картой установлен максимальный показатель 6,6% от общего количества документов). Сегодня этот показатель в Челябинской области составляет 2,8%. И пятый показатель - отказ в государственной регистрации (нормативный показатель - 1,2%). В Челябинской области сегодня он составляет - 0,75%. По результатам анализа причин приостановлений и отказов мы проводим мастер классы, семинары с органами местного самоуправления, а также обучение сотрудников МФЦ и профессиональных участников рынка.
 
Ольга Смирных. Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Каковы сроки государственной регистрации?

 
Смирных О.Ф.: Законодательством предусмотрен семидневный срок государственной регистрации, в Челябинской области фактически он составляет пять дней. Управлению Росреестра достичь этого показателя было непросто, так как с 1 января 2017 года вступил в действие 218 ФЗ, полностью изменивший систему государственной регистрации и кадастрового учета. Несмотря на сложности, возникшие в связи с этими изменениями, нам удалось сохранить пятидневный срок государственной регистрации и даже снизить его до трёх-четырёхдневного в июне 2017 года. Существуют случаи, когда заявителю требуется получить свидетельство о госрегистрации еще быстрее. Это возможно, если документы будут предоставлены в электронном виде, тогда срок регистрации сокращается до одного-двух дней. 
 

В чем особенности целевой модели по кадастровому учету земельных участков?

 
Семёнова М.В.: Целевая модель по кадастровому учету земельных участков выстроена в логике последовательности действий, которые осуществляет предприниматель для получения земельного участка. Начиная с момента выбора земельного участка и анализа документов по градостроительной деятельности до постановки его на кадастровый учет (завершающего этапа в этой цепочке действий). 
При этом сроки выполнения этих процедур напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов, необходимых для кадастрового учета. Подготовка таких документов входит в компетенцию региональных органов власти и органов местного самоуправления, а также профессиональных участников рынка – кадастровых инженеров.
Поэтому показатели данной целевой модели условно можно разделить на три зоны ответственности – зона ответственности органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта (более 50%), зона ответственности профессиональных участников рынка (кадастровых инженеров) и последняя, третья, зона ответственности закреплена за органом регистрации прав. 
Важно понимать, что достижение показателей целевой модели по кадастровому учету напрямую зависит от четкого взаимодействия всех участников кадастровых отношений.
 
Марина Семёнова. Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Как предпринимателю поставить земельный участок на кадастровый учет?

 
Семёнова М.В.: План постановки земельного участка на кадастровый учёт следующий. Во-первых, необходимо выбрать земельный участок. Выбор земельного участка начинается с ознакомления с градостроительными документами – генпланом и правилами землепользования и застройки, обязанность по подготовке которых возложена на органы местного самоуправления. В этих документах содержатся сведения о территориальных зонах, их количестве, перечне видов разрешенного использования.
Во-вторых, следует подготовить и утвердить схему расположения выбранного земельного участка на кадастровом плане территории и присвоить ему адрес. Отмечу, что в этом году эти две процедуры объединены в одну, что значительно упрощает данную процедуру. 
Следующим этапом, который необходимо пройти предпринимателю для оформления недвижимости, является межевание – установление на местности границ земельного участка с их координатным описанием. Эту процедуру, которая включает подготовку межевого плана и согласование границ земельного участка, осуществляет на договорной основе кадастровый инженер. В рамках данного этапа предприниматель самостоятельно выбирает кадастрового инженера и проводит проверку сведений о нем.
Для удобства граждан на сайте Росреестра (rosreestr.ru) размещен реестр кадастровых инженеров, которые имеют квалификационный аттестат и могут осуществлять кадастровую деятельность.
Завершающий этап - обращение в орган регистрации прав за постановкой на кадастровый учет (в регионе средний срок осуществления кадастрового учета составляет 2-3 рабочих дня). 
 

Проводятся ли Кадастровой палатой какие-либо мероприятия для совершенствования деятельности кадастровых инженеров?

 
Семёнова М. В.: Действительно, кадастровые инженеры должны хорошо знать и уметь применять используемые в работе нормативные документы. Для этого Кадастровой палатой организовано порядка 10 направлений взаимодействия с профессиональными участниками рынка, в частности, для них проводятся лекции и семинары, личный прием, а также информационные, справочные, разъяснительные и иные нормативные документы на регулярной основе рассылаются на адреса электронной почты кадастровых инженеров.
Кроме того, налажено онлайн-консультирование в официальной группе учреждения в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/fkp74). В группе любой желающий может разместить свой вопрос по кадастровому учету и получить на него ответ от специалистов Кадастровой палаты в течение 1-2 дней. Также в группе действует площадка для обмена опытом между представителями профессионального сообщества Челябинской области. Данная площадка зарекомендовала себя как эффективный способ взаимодействия, общения и обмена опытом между кадастровыми инженерами региона. 
 

Насколько упростилась в регионе схема постановки на кадастровый учет земельных участков?

 
Семёнова М. В.: В настоящее время на территории Челябинской области наблюдается положительная динамика по следующим показателям: органами местного самоуправления сокращен срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с 30 до 20 дней и срок присвоения адреса и внесения его в федеральную информационную адресную систему с 30 до 16 дней. Кроме того, увеличен процент электронного взаимодействия, так называемый «бесконтактный метод», доля заявлений об осуществлении кадастрового учета, поданных органами местного самоуправления без участия заявителя, повысилась с 4,4% до 10,8%, доля государственных услуг по постановке на кадастровый учет, предоставленных через МФЦ, также выросла с 82% до 84,1% и доля ответов на запросы органа регистрации прав, полученные в электронном виде, в том числе посредством системы межведомственного взаимодействия, с 71,3% поднялась до 86,6%. 
 
Янбердина А.Р.: Одним из проблемных моментов является качество подготовки документов профессиональными участниками рынка – кадастровыми инженерами, что влияет на долю приостановок и отказов в осуществлении кадастрового учета. Но, благодаря работе, которая на постоянной основе проводится Управлением и Кадастровой палатой по налаживанию эффективного взаимодействия с кадастровыми инженерами, наблюдается положительная динамика и по данному направлению. Так, доля заявлений о постановке на кадастровый учет, рассмотрение которых приостановлено, снизилась с 24% до 14,4%, а доля заявлений о постановке на кадастровый учет, по которым приняты решения об отказе – с 13,5% до 8,3%.
 
Альфия Янбердина. Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах