Наталья Зверева 0 552

Путь к славе. С. Маковецкий - о Театре Вахтангова и табу на бесовские роли

Статья из газеты: АиФ-Челябинск №52 28/12/2016

В середине декабря с гастролями в Челябинске побывал Театр имени Вахтангова. Легендарный спектакль «Евгений Онегин» играли два дня, билетов было не достать. Между прочим, в нашем городе спектакль был сыгран в 159-й и 160-й раз!

Сергей Маковецкий считает, что у актёра должны быть терпение и смирение. И тогда обязательно будут роли!
Сергей Маковецкий считает, что у актёра должны быть терпение и смирение. И тогда обязательно будут роли! © / Alexey Yushenkov / Commons.wikimedia.org

О своём пути к славе, о театре и кино, смирении и ауре артиста в интервью «АиФ-Челябинск» рассказал актёр театра и кино, народный артист РФ Сергей Маковецкий.

Кто жил и мыслил?

Наталья Зверева, «АиФ-Челябинск»: Сергей Васильевич, чем вы сами можете объяснить такой успех спектакля? В чём его уникальность?

Сергей Маковецкий: В нём удивительно сочетаются огромная любовь к Пушкину и фантазия режиссёра Римаса Туминаса. Все ждут, чтобы спектакль начался со слов «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…», а этого нет! Кстати, когда мы с Римасом ставили «Ревизора», он ликвидировал фразу «Господа, я пригласил вас с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор». И действительно, её уже и так много лет произносили. Зачем же снова?.. Поэтому мы начинаем «Онегина» с фразы «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей».

- Вы привезли две машины декораций. Но ведь, наверное, всё равно невозможно повторить в Челябинске тот спектакль, что идёт в Москве?..

- Неужели вы думаете, что мы приехали к вам с полуфабрикатом?! В хорошем театре так не поступают. В приличных домах так себя не ведут. Или, может, к вам привозили такие усечённые спектакли? Я вам должен сказать, что если спектакль поставлен, то его никогда не меняют в угоду обстоятельствам. Мы сыграли у вас тот же спектакль, что до этого играли в Тюмени, в Израиле, в Лондоне, Нью-Йорке... Для чего усекать спектакль? Мы стараемся беречь то, что есть. На наших репетициях Римас словно настраивает скрипку - идёт поиск хорошей волны.

- А почему один день в спектакле заняты вы в главной роли, а на следующий - Алексей Гуськов? Такая роль сложная? Или это ставка на разных артистов?

- Дело в том, что раньше эту роль всегда играл я один. Но так случилось, что я не смог поехать в Америку на гастроли и был введён другой исполнитель. Это другой артист, который играет по-своему, у него свои звуки, свои нюансы… У нас есть спектакль «Дядя Ваня», где у нас две Сони, две блестящие актрисы… Да-да, в театре бывают два полноценных исполнителя, это нормально! И благодаря тому, что у меня есть коллега, который играет ту же роль, я могу смотреть на спектакль со стороны. Должен вам сказать, что это изумительное зрелище, такое прозрачное, акварельное… Иной раз мне горько, я думаю: ну почему же Онегин не обратил внимания на Татьяну в начале произведения? Ведь ему такое письмо написали! И тем не менее у Татьяны блестящий финал. Любая женщина могла бы такому финалу позавидовать: так любить и так жёстко отвергнуть любимого!

«Бесовщину не приемлю!»

- Сергей Васильевич, вы много лет служите в театре имени Вахтангова. По-вашему, это судьба? Или признак постоянства?

- Признак, я действительно постоянный человек. Причём я Близнец по знаку Зодиака, и вроде бы моя биография должна это подтверждать, но у меня нет желания заниматься всем и ничем. Кстати, я играю спектакли и в других театрах. Одно время наш худрук Михаил Саныч Ульянов относился к этому очень ревностно. Потом он понял, что я хочу работать там, где интересно. Жизнь такая короткая, нам так мало отпущено, зачем же я буду обделять себя, делать себя беднее на те персонажи, которые имеют для меня большое значение? А театр Вахтангова я люблю по стилю, это мой жанр!

- Какую роль вы ни за что не стали бы играть?

- Во-первых, я не стал бы сниматься в фильме, смысл сцен которого предполагает жестокое отношение к детям, к животным. Есть темы, которые меня отталкивают, в которые я не хочу вникать, - бесовщина, тёмные стороны человека, чернота.

- А вы часто сомневаетесь в себе?

- Конечно. Я каждый раз сомневаюсь. И чем чаще слышу, что что-то у меня очень здорово, тем больше сомнений. Особенно это касается моей профессии, со всеми её трудностями. Знаете, что в этой профессии самое сложное? Не стоять под камерами на морозе в минус 40°. Самое сложное - фанфары. Призы, вручения-невручения, того похвалили - того не похвалили… Самое сложное - не реагировать на эту похвалу, спокойно к ней относиться, по-настоящему радоваться за успех другого человека. Когда на вручении какой-нибудь статуэточки вместо твоей фамилии называют фамилию другого человека, тут важно не превращаться в пиранью, в зверя и не жить этим неполучением годами.

Купе - второй дом

- Хорошо вам так рассуждать, будучи Сергеем Маковецким!

- Хорошо, но ведь я же не сразу стал Сергеем Маковецким! У меня было очень много периодов, когда мне хотелось сниматься, а меня не брали, не замечали. Я - трудовая лошадка, которая постепенно, постепенно, постепенно делала своё дело. Говорю это без всякого позёрства и не для того, чтобы показаться на страницах вашего издания этаким ангелом. Нет, Боже упаси! И мне знакомы моменты отчаяния, когда хотелось крикнуть: «Да пошли они все! Не хочу! Что ещё я должен сделать?!» Но, слава Господу, утешением для меня была семья, особенно жена. Она говорила: «Ты делай своё дело!» Я отвечал: «Да никому это не надо!» А она: «Делай своё дело и имей терпение». Сегодня могу точно сказать: у актёра обязательно должно быть смирение. Да, приобрести его сложно. Ведь большинство актёров считают, что они заслуживают наград и почестей больше, чем кто бы то ни было. Каждый актёр думает, что он лучший.

- Когда начали осознанно строить карьеру?

- Строить карьеру - это, конечно, громко сказано… Тот Сергей Маковецкий, который мне сегодня нравится, начался с конца 1980-х годов. Именно тогда началась та жизнь, которую я люблю, когда я репетирую, когда у меня съёмки, когда переезжаю из одного города в другой… Я ведь исколесил сотни тысяч километров дорог. Купе стало моим вторым домом.

Судьба, видимо: у моей мамы роды начались в карете скорой помощи. Ей акушеры так и сказали: «У мальца вся жизнь будет на колёсах!» Своего отца я не знал, он никогда не интересовался моей судьбой. Мама крутилась как белка в колесе. Всегда занимала у кого-то денег, чтобы одеть меня, обуть и накормить. Я люблю свою маму, продолжаю её любить и после смерти. Я могу много о ней говорить. Бесконечно. Поэтому давайте следующий вопрос.

2018-й - Год театра?

- Как вы вживаетесь в роль? Наверное, каждый день спектакля достаточно волнителен для артиста?

- Может, кто-то с утра бьётся головой о стену, повторяя: «Я артист, я артист, я играю сегодня на сцене...» Я знаю, что вечером у меня спектакль, но это не мешает мне отвечать на звонки, читать что-то, спорить с кем-то и даже злиться. Мы же приходим в театр не с какой-то стерильной аурой. Мы так же, как и зрители, приходим в театр с улицы. Другой вопрос, как ты умеешь всё это трансформировать. Ты встречаешься со своим персонажем, надеваешь костюм… Отсутствие настроения - не повод не выходить на сцену. Просто если его нет, некоторые слова прозвучат иначе.

- Вам, служителю театра, не обидно, что уходящий год был Годом кино? Только кино, а не кино и театра!

- Могу вам сказать, что Союз театральных деятелей уже обратился к Владимиру Путину с просьбой объявить 2018-й Годом театра. Надеемся, что всё так и будет.

- Сергей Васильевич, может, пожелаете напоследок нашим читателям что-нибудь хорошее? Новый год всё-таки на носу!

- Я могу только поздравить их с наступающим Новым годом! Пусть он будет таким же хорошим и насыщенным, как год уходящий! Желаю счастья: его никогда не бывает много. И не надо бояться говорить, что вы счастливы и что вас любят. Не надо при этом плевать через левое плечо. Как только мы начинаем сомневаться, тут же закрываем себя от божьего провидения. Я всегда говорю студенткам: нет платья шикарного - одолжите, нет брильянта - возьмите напрокат. Вы должны вызывать восторг и зависть. Чтоб у других зубы скрипели, когда вы проходите мимо! Помните, что говорят: богатому хочется сделать одолжение, а у бедного забрать последнее. Ведь так и есть! Мы перед богатым готовы снять с себя последнюю сорочку. Наверняка вы часто задумывались, что подарить человеку, у которого всё есть, который богат. Мы последнее подарим, но никогда не отдадим последнюю сорочку нуждающемуся. Я хочу, чтобы мы все были богаты. Особенно внутренне.

Досье

Сергей Маковецкий. Родился в 1958 году в Киеве. После школы поступил в театральное училище имени Щукина. По окончании его в 1980 году был принят в труппу театра имени Вахтангова. С 1982-го начинается кинематографическая карьера актёра. На его счету более 20 ролей в спектаклях, причём большинство из них он сыграл на сцене Театра имени Вахтангова. Снялся более чем в 70 кинолентах.

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах