aif.ru counter
9

Михаил Юревич. Наследство "благополучных" времен

В марте Челябинск будет отмечать второй год жизни с новой администрацией города. Накануне этой даты мы встретились с челябинским главой Михаилом Юревичем и выяснили, чего уже достигла молодая команда управленцев, что предстоит достичь и что мешает реализовать все намеченные планы.

В марте Челябинск будет отмечать второй год жизни с новой администрацией города. Накануне этой даты мы встретились с челябинским главой Михаилом Юревичем и выяснили, чего уже достигла молодая команда управленцев, что предстоит достичь и что мешает реализовать все намеченные планы.

Кабинет молодого главы города в отличие от кабинета прежнего мэра украшают не только государственные атрибуты. Российский флаг здесь вполне мирно соседствует с легендарным пулеметом времен гражданским войны "максимом". "Отвезти домой руки не доходят, - говорит Михаил Валерьевич. - Депутаты еще на прошлый день рождения подарили, с тех пор и стоит. У меня даже разрешение на него имеется. Так что оружием владею на законных основаниях (смеется)".

Время и деньги

- Михаил Валерьевич, вас устраивают те темпы, с которыми ваша команда решает городские проблемы?

- За один-два года решить все городские проблемы невозможно. На все требуются время и деньги. Очень часто не хватает ни того, ни другого. Но я хочу отметить, что наш город развивается быстрыми темпами. До многих вопросов, которые сегодня решаются в Челябинске, в прежние времена не то что руки не доходили, их даже и не ставили в повестку дня. Да и денег в городе становится больше. К примеру, в 2007 году наш бюджет увеличится почти на 50%.

- И на что тратятся растущие доходы города?

- На 2007 год планируем реализовать крупномасштабную программу по реконструкции дорог, большие деньги поступят в сферы здравоохранения, образования... Но, к примеру, для того чтобы челябинские медицинские учреждения полностью соответствовали высокому современному уровню, при существующих темпах нам потребуется активно работать еще 5 лет.

- И мы достигнем советского уровня в сфере здравоохранения?

- Распропагандированный уровень медицины конца 80-х годов Челябинск уже обошел. У нас больше врачей, большая оснащенность современным оборудованием, больше больничных корпусов... Кстати, "болячки", которые сегодня есть в здравоохранении, достались нам в наследство как раз от тех "благополучных" времен. Там больше красивых разговоров было, чем дел.

- А как развивается ситуация в образовании?

- Сфера образования Челябинска очень хорошо выглядит на общероссийском фоне. Например, у нас лицей N11 по итогам 2006 года попал в десятку лучших школ России. И образовательных учреждений, которые могут потягаться за звание лучших на российском уровне, в Челябинске немало.

- Ситуацию с детскими садами в городе многие оценивают как патовую.

- Патовой ситуации нет. Во всех новых микрорайонах города мы в обязательном порядке открываем детские сады. В этом году, например, сдадим сразу несколько детсадов, два из них будут открыты в самое ближайшее время: один в районе больницы "скорой помощи", второй - на Тополиной алее. Что касается старых частей Челябинска, здесь ситуация действительно тяжелая. Дело в том, что в 90-е годы часть детсадов в городе была продана друзьям-товарищам.

- Можно ли оспорить эти решения сегодня?

- Доказать незаконность той или иной сделки сегодня невозможно. Срок давности искового требования по таким вопросам составляет 3 года, и он давно истек.

Кстати, ситуация с нехваткой детсадов в городе сложилась не только вследствие продажи их помещений коммерческим структурам. Огромная часть детских дошкольных учреждений была приватизирована вместе с промышленными предприятиями. В советские годы они считались ведомственными, а с приходом рынка стали балластом для собственников.

Сегодня реальный дефицит детских садов в Челябинске составляет порядка 8 тысяч мест. В очереди стоят около 18 тысяч детей, но не забывайте, что родители ставят детей в очередь чуть ли не с рождения, поэтому цифра реальной потребности более чем в два раза ниже. В прошлом году мы увечили количество мест в детских садах примерно на 2 тысячи, но всем ясно, что этого мало. А с началом реализации президентской демографической программы в городе в ближайшее время возможен всплеск рождаемости, и вот тогда нехватка детских садов станет одной из главных болевых точек Челябинска. Предупреждая ситуацию, мы сегодня закладываем в градостроительные проекты огромное количество земельных участков под детские сады. Пока средств на это не хватает, и мы реконструируем уже существующие детские дошкольные учреждения

Дорожный вопрос

- Реконструкцию Кировского моста с полным правом можно назвать "ремонтом года"...

- Кировский мост нужно было начать реконструировать давно, он в любой момент мог просто обвалиться в Миасс. И хотя специалисты нас заверяли, что мост может простоять еще сезон, честно говоря, этой зимой мы не на шутку переживали о его надежности. То, что сегодня делается на этом объекте, это по сути не реконструкция старого моста - это строительство нового.

- Ремонт Кировского моста создал новые проблемные участки на дорогах?

- Создал, конечно. Но у нас и без этого много проблемных участков. За последнее время количество транспорта на душу населения резко увеличилось. По нашим оценкам, сегодня в Челябинске насчитывается порядка 300 тысяч автомобилей. Для Челябинска предел насыщения - 350-370 автомобилей на тысячу жителей. То есть нас еще ждет рост в пределах 30%. Сейчас нужно более активно заниматься расширением дорог, подготовкой инфраструктуры, готовясь к резкому увеличению числа автомобилей.

- Насколько существенна помощь областной власти в дорожном строительстве?

- Да, в строительстве дорог губернатор активно помогает, спасибо ему за это большое. Однако не надо забывать, что, например, получив от областной власти примерно 550 миллионов рублей на строительство дорог, мы выполнили полномочий областного бюджета в иных сферах, по нашим оценкам, на 700 миллионов рублей. Одних только льготников в общественном транспорте сколько возится за счет городского бюджета, а ведь это льготники не города, а области. Наезжают они примерно на 100 миллионов рублей в год. В результате общественный транспорт Челябинска уже еле дышит.

- Есть ли выход?

- Да, есть - подать в суд и добиться того, чтобы те, кто вводит льготу, платил за нее городу рублем.

Люди и стройки

- Способны ли челябинские власти решить одну из самых острых проблем - жилищный вопрос?

- Чтобы рост цен на жилье остановился, нужно больше строить. Прописная истина. Но сегодня существуют силы, которые намеренно ставят различные барьеры, чтобы сбить показатели ввода нового жилья в городе. Например, всем известна проблема со спорными землями на Северо-Западе. Я абсолютно уверен, что искусственное насаждение этих барьеров направлено лично против меня, хотя в результате страдают обычные горожане.

- Может, использовать под строительство жилья дополнительные резервы? Например, земли под гаражными кооперативами, садами?

- Гаражные кооперативы - это собственность граждан. Это касается и частного сектора, и садов в черте города. Ничего изымать из частной собственности горожан мы не собираемся. Они имеют полное право распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению.

О заводах и чистом воздухе

- Челябинск - город промышленный. Где сегодня наиболее горячие точки в плане экологии?

- В Челябинске были и есть две горячие экологические точки: ЧЭМК и "Мечел". Но если "Мечел" достаточно удален от основной части города, то ЧЭМК оказывает значительное негативное влияние на экологическую ситуацию мегаполиса. Но решить проблему разом, закрыв заводы, нельзя. Речь о закрытии таких массовых производств просто не может вестись, потому что это обернется еще большим ударам для жителей города. Упадет общий уровень зарплат, снизятся поступления в бюджет. На предприятиях сегодня разработан и реализуется план перехода на более экологически чистые технологии. Я думаю, это улучшит ситуацию.

- С экологии на экономику. В чем заключается, на ваш взгляд, самая большая угроза для экономики Челябинска?

- Самую большую угрозу для экономики Челябинска, по моему мнению, сегодня представляет ситуация, сложившаяся на Челябинском тракторном заводе. На ЧТЗ до сих пор нет стратегических инвесторов. А там сегодня трудится около 16 тысяч челябинцев, и экономический провал предприятия очень негативно отразится на социальной ситуации в городе. Нынешние собственники должны вкладывать в производство, а если только доить его, хуже будет всем.

Смотрите также: