aif.ru counter
13

Назад в школу

Случалось ли вам заходить в школу через пять-десять лет после ее окончания? Помните необычные чувства: те же учителя, те же классы, такие же шумные минуты перемены... Вот только вы уже не ученик, а взрослый созерцатель, приоткрывший дверь в прошлое. Такие же чувства наполняют посетителей новой выставки Челябинского областного краеведческого музея "Наша школьная страна", которая продлится до весны будущего года.

Случалось ли вам заходить в школу через пять-десять лет после ее окончания? Помните необычные чувства: те же учителя, те же классы, такие же шумные минуты перемены... Вот только вы уже не ученик, а взрослый созерцатель, приоткрывший дверь в прошлое. Такие же чувства наполняют посетителей новой выставки Челябинского областного краеведческого музея "Наша школьная страна", которая продлится до весны будущего года.

Переступив порог просторного зала, мы попадаем в школу начала 20 века. Содержимое школьного портфеля наших прадедов кажется героическим. Из привычных вещей - разве что прописи. А кроме них грифельные доски. На них первоклашки выводили грифелем свои каракули, прежде чем писать в тетрадях, чтобы можно было легко исправить некрасивые буквы. Чистописанием в начале прошлого века занимались куда больше, чем в начале этого.

Да и дисциплины в школе заметно отличались, судя по дневникам. Одних только языков там значится пять. Помимо русского гимназисты изучали латынь, греческий, немецкий, французский. Обязательными предметами были также логика и хронология, позже переименованная в историю. Курс обучения в дореволюционной России разнился в зависимости от профессии и положения в обществе родителей ученика. Свои буквари были у детей железнодорожников и сельских детишек.

Зато уже следующий стенд с листовкой: "Грамотный, ты в долгу у неграмотного, расплатись, обучив его!" - свидетельство первой школьной реформы в СССР.

От рассматривания музейных витрин отвлекает звон школьного колокольчика. Мы на уроке чистописания середины 20 века. Взрослые посетители вспоминают, с каким чувством обычно приходилось идти для ответа к доске. Нарушая музейный канон, запрещающий трогать экспонаты руками, всех желающих приглашают за парты. Те самые, с откидными крышками. Их очень долго искали, но все же нашли, чудом сохранившиеся в школе N106 Челябинска и в Верхнеуральске.

Перед каждым листок в косую линейку, вместо ручек - перья и непроливашки с чернилами. Требования к написанию букв от современных очень отличаются. Не каждый может совладать с пером, придать букве правильный наклон и вывести все завитки. Так из наблюдателей мы становимся непосредственными участниками выставки.

После занятий, как водится, кружок "Умелые руки". Музейную тишину нарушают голоса, развеселившихся "школьников". Кто-то мастерит бумажные корабли и самолеты, а кто-то испытывает железные модели, и к шуму голосов добавляется рев электрического двигателя, действующей модели самолета.

Так жили и учились наши бабушки и мамы. После кружка приходили домой. К удивлению сегодняшних школьников, из технических развлечений ребятам были доступны только шипящий патефон, из уличных забав - прыжки в классики.

А сделав уроки и погуляв во дворе, прилежный школьник шел на сбор пионерского отряда в школу. Тайну пионерской комнаты нам раскрывает внезапно появившийся пионерский отряд. Теперь мы свидетели пополнения пионерской организации школы к 7 ноября - торжественного принятия в пионеры в исполнении современных школьников. С сентября при краеведческом музее работает театральный кружок. Ребята говорят, что ходят сразу в две школы: в свою и в ту, в которой учились их мамы и бабушки.

В завершении всего - традиционный концерт школьной самодеятельности.

Как и бывает в школе, на выходе мы встречаем тех, кому еще предстоит в ней учиться. Шестиклассники одной из челябинских школ с интересом разглядывают содержимое за стеклами.

- Надо будет написать в дневнике послание потомкам и сдать на хранение в школьный музей, - слышится из их разговоров.

Смотрите также: